me

igorbor


Игорь Мордкович

Настало время всем хорошим людям придти на помощь к!


Previous Entry Share Next Entry
Коричневая пуговка
me
igorbor
Все, безусловно, знают Многие, наверное, помнят песню про коричневую пуговку - которая валялась на дороге, на которой буковки нерусские и благодаря которой поймали шпиона с картой укреплений советской стороны. Кто не помнит - вот https://www.youtube.com/watch?v=JUduyaprmbE , или вот https://www.youtube.com/watch?v=C4MJrg0dnO0

Я сейчас ее переслушал, и у меня возник вопрос.

Там есть такие слова, когда шпиона уже поймали:
"А пуговки-то нету у заднего кармана,
И сшиты не по-русски широкие штаны!"

И вот тут я понял, что я не понимаю. Есть вариант, где штаны не широкие, а короткие. В таком случае поражает не только тупость шпиона, который едет на работу шпионить в шортах (которые в СССР еще лет 30 как минимум никто носить не будет), но и вопиющая некомпетентность органов госбезобасности. Сколько нужно времени, чтобы в приграничной полосе обнаружить незнакомого человека В ШОРТАХ? В 30х годах?!

Если же штаны не короткие, а широкие, то что в таком случае означает "сшиты не по-русски"? У меня есть, конечно, свои соображения на эту тему, но они звучат очень уж антисоветски. Может кто-нибудь, кто разбирается в швейном деле, обьяснить мне, что здесь могло еще иметься ввиду, помимо очевидного предположения о качестве ниток и шитья?

UPD: в видео, где песню исполняет Муравьева, есть кстати иллюстрация с фотографией шпиона. Это просто нужно видеть - в общем сразу понятно, как в нем сходу распознали незнакомца:


Задержание шпиона

  • 1
Другой тип выкройки, шва, обработки краев.

Другой тип выкройки - это я не очень понимаю, как это выражается в готовых штанах? Или речь идет о фасоне? но тогда это опять же возвращается к теме шорт.

А обработка краев - что, в советской швейной промышленности края обрабатывали по-другому?

Edited at 2014-11-19 02:12 pm (UTC)

эээ.... как бы объяснить (учитывая изначальную посылку о том, что Вы ничего не понимаете в кройке и шитье):
даже обычные прямые (как кажется) длинные штаны на одного и того же человека можно спроектировать и раскроить десятками разных способов, причем разница будет не в количестве деталей (хотя и тут можно делать разницу, увеличивающую количество вариантов кратно), а в линиях кроя. Визуально неспециалист отличия не назовет, но скажет, что они какие-то все разные, сидят по другому.
Кроме того (если о промышленности) в разных странах разные стандарты фигур и отсюда разный покрой одежды.
О краях: И сейчас края по разному можно обработать. Зависит от машины, которая это делает.

Я понимаю, что, взяв две пары штанов, я могу увидеть разницу в шитье - особенно если это штаны разных фабрик или разных стилей. Я даже готов предположить, что штаны одного фасона с одной и той же фабрики могут различаться, если их шила Марья Ивановна или практикантка Леночка.

Вопрос в другом - можно ли, взглянув на штаны, сходу сказать: эти штаны пошиты не в СССР, смотрите - у нас так швы не заделывают нигде! (отбросим крайние случаи, когда используются не те нитки или не та ткань)

Ну и, понятное дело, речь идет о различии, которое видно невооруженным взглядом пограничника. Понятно, что сегодня можно взять пробу ткани и по радиоуглеродному анализу определить, что она сделана из хлопка, выращенного в Южной Алабаме, а натки сплетены с шагом на .0001 микрона больше, чем использующиеся на "Большевичке" - но мы говорим о 30х годах и о пограничниках, которые сходу определяют шпиона.

Если ошибка явная, то можно. Например джинсовый шов или отстрочку, как в слаксах, в СССР не применяли. По крайней мере я не встречала на брюках никогда.

А насколько они отличаются по внешнему виду? Скажем, если Вы мне покажете тот и другой - я смогу увидеть разницу и в следующий раз сам определить?

елыпалы. Ну возьмите джинсы и костюмные брюки и сравните. Ну или гуглоните что ли.

Вы не поверите - но на мой взгляд они совершенно одинаковые :)

Это все равно что мне бы музыкант сказал, как отличить Мусоргского от Бородина - "Послушай, и сразу поймешь!" А я даже если погуглю, чем они отличаются...

ок, подсказка: на костюмных (и пошитых в СССР) штанах строчка снаружи не видна, на слаксах и джинсах видна. Причем на слаксах она одна, а на джинсаж ажно две!

Вопрос в другом - можно ли, взглянув на штаны, сходу сказать: эти штаны пошиты не в СССР

А почему, собственно, сходу? Может, там отличия такие, что именно сходу в глаза не бросаются, а вот если присмотреться... Это же и объяснит, почему его сразу не разоблачили, как того негра.

Впрочем, учитывая пуговку с нерусскими буквами — снаряжение у шпиона в любом случае стрёмное.

Видимо, в песне, речь о галифе. А русские галифе и немецкие - сильно отличаются по крою. Это я недавно вычитал, с некоторым удивлением...

То есть ты хочешь сказать, что шпион бродил по приграничной области в немецких галифе и его только на пятый день взяли - и то только с помощью Алешки?

Не верю. Тем более что в одной из версий начальнику границы потом медаль дали, а не расстреляли.

Ну, думаю, свиду-то отличить трудно, только присмотревшись к крою...

Кстати, а разве на галифе есть пуговицы на карманах?

Хрен его знает! 8-)

Игорь, не скромный вопрос...
И часто такие вопросы возникают в голове у тебя? Просто это огромный же пласт тем для постов! )))

Не поверишь - вопросы у меня в голове возникают ПОСТОЯННО!

Завидую ))
Круто, на самом деле )

Нет следов кирпича, которым чистили швейную иглу :)

Вот это, кстати, хорошая версия!

Во второй раз пошли через месяц. Группу усилили подпрапорщиком Котовым и капитаном Елионским-Мусатовым. Через границу прошли хорошо, дальше начались непредвиденные трудности. Идя к станции, несколько раз чуть не нарвались на конные разъезды НКВД; на станции билетная касса была закрыта. Поехали зайцами. На следующей остановке в поезд сели энкеведисты с собаками, пришлось прыгать на ходу. Спрыгнули незаметно, однако до следующей станции добрели только глубокой ночью. Вконец измотанные, решили переночевать на лавке перрона...

Степанич проснулся от яркого солнечного луча, пробившегося поверх сосен. Трое его друзей ещё спали. Перрон был совершенно пуст, только вокруг их лавки молча стояли пять человек. Босоногая девчонка лет пятнадцати, такого же возраста паренёк в лаптях, помятого вида дачник в парусиновых штиблетах и два путевых обходчика в деревянных чоботах, выкрашенных облупившейся масляной краской. Они все смотрели на ботинки боевиков - американские армейские ботинки с толстой рифлёной подошвой, двойной вязью новых шнурков с медными носиками, металлической окантовкой вентиляционных дырочек...

Ну, ботинки с рифленой подошвой - это те же шорты, свидетельство непрофессионализма шпионов и тех, кто их готовил. Это примерно как в анекдоте про засланного на Украину шпиона-негра. И если у пограничников занимает 5 дней поймать шпиона в американских ботинках или в немецких галифе - значит, нужно начальника заставы срочно менять!

(Deleted comment)
Неудивительно.

Я бы вообще не стал шить штаны для шпионов - потому что ОБЯЗАТЕЛЬНО что-то упустишь. Например, я помню историю про то, как ловили шпионов с поддельными удостоверениями личности, потому что у них скрепки металлические в документах НЕ РЖАВЕЛИ.

Понятно, что нужно каким-то образом доставать одежду, сделанную в стране засылки.

Проще оказалось изобрести глобализацию.
На днях купили с женой в GAP джинсы, хорошие, не по-русски сшитые, но made in Turkmenia.

Так вот почему прогрессивное человечество против глобализации!

И, кстати, вот почему нужно вновь внедрять талоны на штаны!

Захочет шпион к нам внедриться - ан нет, талоны на штаны до 2020 года все распределены!

А помните в "Противостоянии" Кротов в школе шпионов подсказал, что у немецких кальсон пуговицы, а у русских - завязки.
Вот и тут какие-то такие мелочи.)

Вроде ж "зеленые" штаны в оригинале были.
... Меня как-то раз сняли с наряда за натовские ботинки-берцы, разглядел товарищ генерал.

я знаю! Штаны эти не были 42-го размера, 3-й рост, а что-то другое.

В оригинале было "шиты не по-русски нерусские штаны". Хотя это сути дискуссии не меняет.

а почему так серьезно относиться к инфе из всего лишь ПЕСНИ?
ну написал автор для красного словца, это же не документ...

Например, потому, что даже в шуточной песне автор опирается на окружающую реальность.

В частности, нам с Вами ведь идея, что из-за одной пуговицы с нерусскими буквами вся застава четыре дня скакала и четыре дня искала - не кажется странной? Или тот факт, что дети вообще знают, где находится погранзастава?

Именно вот такие мелочи и дают, мне кажется, гораздо полное представление о жизни, чем многотомные исторические монографии...

как автор заявляю - произведение - отражение подсознательного авторского и субъективной реальности авторской
например:
автор песни мог быть ребенком пограничника, другом ребенка пограничника, и для него естественно знать где погранзастава, он это обобщает на всех

мне всегда казалось и даже написала об этом раз в книге, что историю к сожалению знают не по историческим документам а по произведениям искусства (на примере Макбета шекспировского разобрала)


Именно об этом я и говорю. Авторское бессознательное - это как раз и есть самое интересное в этой песне. Тот факт, что штаны могут быть "сшиты не по-русски", нам, советским людям, представляется очевидным. Для американца, я полагаю, идея, что можно отличить шпиона по пошиву его штанов (или по цвету кожи) - покажется абсурдной.

:) только что разговаривала с подружкой Лесли - учителем ESL, канадкой, она рассказывала, как преподавала английский группе строителей после аварии
они не могли вернуться на ту же работу и их надо было научить искать работу в других областях и она очень удивилась, КАК они одеваются на интервью, что их надо было учить соответствующей одежде (и это не костюмы, а ПРОСТО норм одежда)
жалко я не расспросила ЧТО они ухитрялись одевать такого, что удивили канадку
группа была разношерстных национальностей

Что же касается местоположения заставы - то мне кажется, дело тут скорее в том, что автор песни очень четко сознавал, как выглядит жизнь в приграничной полосе. Например, что там есть "незнакомцы". Можете Вы себе представить, что милиционеры в Москве, Питере или Воронеже (или полиция в Торонто, который, кстати, по советским меркам прямо-таки закрытая зона) на пятый день находят "чужого незнакомца" на улице? Даже термин такой - "незнакомец" - не придет Вам в голову, верно? А в пограничной полосе - пожалуйста.

У меня лично смущение вызывает как раз тот факт, что у них заняло целых четыре дня на все это дело. Когда мы в молодости ходили в поход по Карелии, местный милиционер вычислил нас через пять минут после выхода с вокзала.

4 дня для драматизма? для подчеркивания коварности врага? песня же

Ну, можно, конечно, считать, что просто "4 дня" хорошо легли в ритм.

А можно предположить, что здесь сработало авторское бессознательное: что шпион, в общем, был довольно неумен и неподготовлен, и даже с первого взгляда было видно, что штаны на нем пошиты не по-русски (кстати - у левого кармана пуговки не было, но у правого-то - БЫЛА, и буквы на ней были НЕ РУССКИЕ!) Любой Алешка сразу бы распознал в нем шпиона. А пограничникам понадобилось скакать во весь опор 4 дня, и только на пятый они сумели сделать то, что Алешка сделал бы сразу.

То есть вполне можно предположить, что авторское подсознание подозревает начальника погранзаставы в полной некомпетентности.

А может, он приплыл на корабле и забыл переодеть штаны, в которых ходил "в Кейптаунском порту"

...Идут сутулятся, вливаясь в улицы,
И клеши новые метут асфальт.

И классический анекдот:
- Не продам я тебе квасу, сынок. Ты ж шпиен.
- Ой, бабушка, как ты догадалась?
- Дак ты ж, сынок, - негр.

Возможно, речь идет о другом фасоне брюк и незначительных отличиях, который тем не менее сразу бросались в глаза. Скажем, где то читал воспоминания стиляги 50-х, тогдашние американские брюки (речь не о "дудах", а о нормальных брюках) были уже, с манжетом и впритык к обуви, на американских рубашках пуговицы были с четырьмя отверстиями (на советских -- с двумя), пиджаки были короче и т.п. В результате в целом получалось как описано у Вайнеров : "Отчаянно всматривался я в поток людей, шествующих по гардеробу: офицеры при всех своих орденах и регалиях, служащие в заутюженных шевиотовых костюмах, женщины с модной шестимесячной завивкой и в панбархате, а некоторые даже с чернобурками через плечо, иностранцы, одетые вроде бы скромно, но чем-то сразу отличающиеся от наших…"

http://www.vintagedancer.com/1930s/1930s-men-fashion-guide/ - ну бывает же, что по фасону сразу видно - нездешняя штучка. Тем более дело было даже не в Москве, а в какой-то дыре.


Тот факт, что немца или американца можно узнать по одежде, меня не удивляет. Но мы же предполагаем, что шпион как раз старался выглядеть по-нашему, то есть не надевал джинсы и ковбойскую шляпу?

По-моему, "сшиты не по-русски" в данном случае имеет смысл по одной-единственной причине - выбор штанов был очень ограничен, и шили их все по одному шаблону и одним способом.

  • 1
?

Log in